УДК 378.14:004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ АКСОН В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АУДИТОРИЯХ С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

Н.Г. Созоров, А.Н. Созоров
Томский политехнический университет
E-mail: oio@tpu.ru ant@tpu.ru

 

Описывается использование инструментальной образовательной среды АКСОН в специализированной аудитории с обратной связью.

С 80-х годов в Томском политехническом университете (ТПУ) ведется активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.  В ходе этой работы были разработаны автоматизированная система управления познавательной деятельностью студентов (АСУ ПДС) и АСУ ПДС-2000, активно использующиеся в учебном процессе и демонстрирующие стабильный рост эффективности познавательной деятельности студентов. На основании опыта полученного при разработке и эксплуатации этих систем был спроектирован прототип инструментальной образовательной среды (ИОС) АКСОН, полностью входящий в концепцию e-Learning, а именно SCORM (Sharable Content Object Reference MODEL – модель обмена учебными материалами).

В результате эксплуатации разработанных систем в отделе информатизации образования ТПУ была разработана уникальная образовательная технология, которая изменяет взгляд на учебный процесс. Меняется: форма проведения занятия (точнее сказать «сеанса учения» - это акт учения-обучения, где неотъемлемыми атрибутами являются: образовательный акт; регистрация обучающихся (логин, пароль), т.е. идентификация; фиксация момента регистрации и временного промежутка акта учения-обучения; фиксация всех актов учебной деятельности; осуществляется непрерывная индикация успешной деятельности студента в реальном времени в сеансе; фиксация причин неуспешной деятельности и предложение поддержки или помощи в ликвидации ошибок или неправильных действий), подготовка преподавателя к проведению сеансов, количество субъектов участвующих в процессе учения и т.д.. В результате данных изменений эффективность учебного процесса возрастает даже без использования какого-либо мультимедиа оборудования и компьютерной техники, но с ее использованием эффективность переходит на качественно новый уровень.

Одной из особенностей ИОС АКСОН является унаследованная от предыдущих систем возможность ее использование на лекционно-практическом занятии. Лекционно-практическое занятие – это сеанс учения проводимый в специализированной аудитории с обратной связью преподавателям для одной или нескольких групп студентов.

Данный сеанс предполагает представление преподавателем материала студентам небольшими блоками, после которых он посылает тесты каждому студенту индивидуально и по средствам обратной связи видит – как группа усвоила материал и на основании этих результатов выбирает средства педагогического воздействия.

Данный подход позволяет:

Подводя итоги можно сказать, что подобный подход к образовательному процессу позволяет в короткие сроки поднимать профессиональный уровень студентов до уровня близкого к преподавателю и далее совершенствовать материал интерактивно-учебного курса в партнерском взаимодействии.