УДК 621.37
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ИНСТИТУТЕ ИНЖЕНЕРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(КАФЕДРА ДЕЛОВОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДИЯ ИИП)О.В. Солодовникова, Л.И. Прец
Томский политехнический университет
e-mail sol@tpu.ru
В статье рассмотрены формы организации СРС на кафедре ДИЯ, представлены основные виды СРС на первом, втором и третьем циклах обучения. Выделены наиболее продуктивные виды СРС на каждом цикле обучения.
В настоящее время экономическая подготовка все чаще рассматривается в контексте глобализации многих мировых процессов. В связи с этим остро стоит необходимость подготовки специалистов нового типа, способных работать в новой деловой сфере, часто иноязычной, требующей хороших навыков владения как устной, так и письменной формами иностранного языка. Иностранный язык сегодня не только цель образования, а также средство социализации, профессионализации и развития личности.
В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов.
Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в вузе студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.
Для решения этой задачи необходимо умело сочетать традиции и инновации российской системы языкового образования в свете современных требований.
Принципиально новым в преподавании иностранных языков сегодня можно считать: 1. соизучение языков и культур с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся, что невозможно без широкого внедрения новых информационных технологий;
(В ИИП:
- использование INTERNET, компьютеров, спутникового телевидения; - создание мультимедийных УМК – «Видеофильмы и образование», внеаудиторная работа на ИЯ - обучение культуре через язык и языку через культуру);
СРС здесь рассматривается как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков рационально приобрести полезную информацию, знания, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач. 2. разработку и внедрение новых методов и форм контроля, включая стандартизованное тестирование; (В ИИП:
- разработана и утверждена концепция языковой подготовки, в соответствии с миссией университета, необходимостью соответствия международным стандартам и новым тенденциям глобального развития;
- разработаны критерии качества языковой подготовки в сфере профессиональной коммуникации (менеджмент); - разработано и утверждено положение о диагностическом тестировании).Самостоятельная работа с одной стороны, рассматривается как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.
Кафедра ДИЯ обеспечивает языковую подготовку в двух подразделениях – Институте инженерного предпринимательства и Инженерно-экономическом факультете, согласно учебным планам в данных подразделениях, трудоемкость по каждому отличается (см. таблицу трудоемкости).
ЦиклыГод обучения
Кол-во недель
Кол-во часов в неделю (ауд/СРС) ИЭФ
Кол-во часов в неделю (ауд/СРС) ИИП
I
1 год
35
4/3
8/6
2 год
35
4/3
8/6
II
3 год
35
2/2
4/3
4 год
32
2/2
3/3
III
5 год (спец.)
18
2/2
2/2
5-6 год (маг.)
35
2/2
2/2
На первом цикле обучения основное значение уделяется формированию коммуникативной и межкультурной компетенции. Это следующие виды СРС: домашняя работа, творческая деятельность студентов, лабораторные работы.
Блок домашней работы включает в себя тренировку лексико-грамматического материала, чтение, аудирование, письменную речь (сочинения), перевод.
В блок творческой деятельности студентов входят следующие основные виды внеурочной деятельности: подготовка к ролевым играм, подготовка и проведение ток-шоу, проектная работа, проведение итоговых занятий в игровой форме или в виде презентаций, подготовка и проведение праздников на АЯ: Halloween, Christmas, St.Valentine’s Day, On my Way to Broadway, Шеспириада. Лабораторные работы используются преимущественно на ИЭФ, так как объем аудиторной работы в два раза меньше, а это предполагает возрастание значения самостоятельной работы студентов в овладении материалом. Лабораторные работы представляют собой комплексное задание на совершенствование лексико-грамматических навыков и развитие умений аудирования и чтения.
На втором на третьем цикле обучения – основное значение уделяется формированию профессиональной компетенции. К видам СРС первого цикла добавляется информационно-аналитический поиск, меняется содержание трех вышеперечисленных видов. Домашняя работа, наряду с тренировкой лексико-грамматического материала, чтения, перевода, меняет содержание аудирования – в аудировании используются аутентичные тексты по специальности. Новым видом домашней работы является аннотирование аутентичных текстов по специальности. Творческая деятельность также строится под влиянием необходимости формирования профессиональной компетенции и включает проектную работу, написание статьи, подготовку к участию в конференции, написание реферата по теме курсовой (дипломной) работы, оформление заявки на грант. Вид информационно-аналитического поиска необходим для самостоятельного изучения профессионально-ориентированной информации с целью решения профессионально-коммуникативных задач. Последний вид СРС на втором и третьем цикле – лабораторные работы – вводится для повторения грамматических структур.
Из опыта работы с различными видами СРС можно выделить наиболее продуктивные виды.
На первом цикле обучения лучшие результаты показали:
- подготовка и проведение (перед аудиторией, на сцене) праздников
- ток-шоу
- презентации компаний
- создание рекламных кампаний
- прослушивание новостей и деловых новостей
На втором и третьем цикле обучения:
- написание статьи и подготовка выступления на конференцию
- написание реферата по специальности
- проектная работа
- составление глоссариев на профессиональные темы
- ведение деловой корреспонденции
- аудирование текстов выступлений (сфера экономики и финансов, научная сфера)
Для выполнения СРС в Медиатеке кафедры ДИЯ и УМЦЯП ИЭФ имеются различные ресурсы, включающие информационные папки (электронные в том числе) по профессиональному языку, лабораторные работы, интернет-ресурсы, художественные фильмы с заданиями, обучающие компьютерные программы.
Поступила 14.12.2009.
Сведения об авторах:
Зав. каф. ДИЯ ИИП, к.филос. н. Солодовникова Ольга Владимировна
Зав. медиатекой каф. ДИЯ ИИП Прец Людмила Ивановна