УДК 55:502.4
ЛЕТНЯЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫН.П. Соболева
Томский политехнический университет
E-mail: n-soboleva@tpu.ru
Показана роль самостоятельной работы при получении практических навыков во время прохождения летней геоэкологической практики. Сделан вывод о том, что нахождение студентов вне постоянного места жительства способствует вырабатыванию их самостоятельности.
Самостоятельная работа студентов квалифицируется как форма организации учебного процесса, как условие формирования познавательной, творческой активности и навыков самостоятельности при обучении. Самостоятельная работа студентов формирует готовность к самообразованию, возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если необходимо, то и переучиваться, быть сознательным и активным профессионалом.
Самостоятельная работа студентов имеет высокую эффективность по сравнению с другими видами обучения, какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это их деятельность по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им [1].
Самостоятельная деятельность студентов позволяет расширить их кругозор, углубить их знания, развить умения исследовательской деятельности, проявить элементы творчества. Современный поток информации требует от студентов новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности. Самостоятельная работа повышает уровень творчества и самообразованности студентов, исключения послушное и механическое выполнение действий, предписанных преподавателем.
Привитию навыков самостоятельной работы студентов способствует летняя учебная геоэкологическая практика, которая проводится для студентов второго курса кафедры геоэкологии и геохимии на базе Центра учебных геологических практик в Республике Хакасия.
Программа практики рассчитана на три недели, в течение которых студенты находятся на геологическом полигоне и выезжают на осмотр и знакомство с объектами горнодобывающего производства, на примере которых рассматриваются геоэкологические проблемы, связанные с их деятельностью. При изучении геоэкологических проблем большое внимание уделяется геологическим особенностям объектов, происходит знакомство с их минералогией, петрографией [2, 3].
Учебные практики в Хакасии имеют свои особенности, одна из которых то, что студенты находятся довольно длительное время вдали от привычного места жительства (семьи, общежития), и, что не маловажно, в тесном взаимодействии с одногруппниками и руководителем практики. Первая половина дня отводится на совершение маршрутов во главе с преподавателем, вторая, как правило, занята камеральными работами, которые студенты выполняют самостоятельно.
Сама суть практики предполагает выполнение большого объема самостоятельной работы, студенты не привыкшие к самостоятельности находятся в сложном положении, когда им приходится в сжатые сроки приобретать необходимые навыки. Со временем все студенты группы приобретают навыки самостоятельной работы и работы в группе.
Для многих учебная практика становится школой жизни, которая в целом прививает у студентов умения, которые им пригодятся не только в профессиональном плане, но и в обыденной жизни. Этому также способствует тот факт, что в течение примерно одной недели студенты посещают предприятия, находящиеся на довольно большом удалении от геологического полигона, когда они перемещаются от предприятия до предприятия на автобусе, ночуют в палатках, а пищу готовят на костре. При этом кроме решения бытовых проблем перед студентами встает задача впитывания увиденной информации, самостоятельного осмысления её и определения основных геоэкологических проблем изученной территории.
Нахождения в мало комфортных ситуациях вынуждает студентов проявлять все свои как лучшие, так и худшие качества. В таких условиях и преподаватель, и студенты видят окружающих «во всей своей красе», что заставляет некоторых проявлять самостоятельность, а некоторых – учиться ею овладевать.
По ходу совершения маршрутов часть студентов, наиболее активных, занимаются индивидуальной научно-исследовательской работой, что также способствует вырабатыванию навыков самостоятельного мышления и принятия решений. Они ведут опробование природных сред (почвы, торф, донные отложения и др.) на предмет дальнейшего изучения на основании их состояния геоэкологической обстановки в зонах влияния предприятий различного производственного профиля. После отбора проб студенты самостоятельно их описывают высушивают и в дальнейшем используют в научно-исследовательской работе, на занятиях и при написании курсовых.
В целом любая учебная практика направлена на получение практических навыков на основе теоретических знаний, чему во многом способствует большой объем самостоятельной работы во время её прохождения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 64с.
Путеводитель по району геоэкологической практики в Хакасии: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Л.П. Рихванов, Е.Г. Язиков, С.И. Арбузов, А.Ю. Шатилов, В.Г. Язиков, В.М. Худяков. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 91с.
Соболева Н.П. Георесурсы туризма Республики Хакасия и использование их для проведения геоэкологической учебной практики //Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: Материалы девятой межрегиональной научно-практической конференции – Томск: ТГУ, 2009. – c. 73-75.
Сведения об авторе: Соболева Надежда Петровна, доцент кафедры геоэкологии и геохимии (ГЭГХ) ИГНД, кандидат географических наук