УДК 802/809:378.018

Вопросы разработки и реализации системы повышения квалификации
по иностранным языкам в целях международного сотрудничества

Т.С. Петровская, И.В. Слесаренко

Томский политехнический университет

E-mail pts@tpu.ru , slessare@tpu.ru

Статья посвящена актуальным вопросам языкового образования в техническом вузе. Рассматривается реализация нового подхода к построению системы обучения иностранным языкам сотрудников технического вуза в целях обеспечения международного сотрудничества в научной и образовательной деятельности.

Интернационализация науки и высшего профессионального образования на примере НИУ РЭТ ТПУ требует новых решений в различных сферах развития современного университета, в том числе в области разработки и реализации программ языковой подготовки для разных целевых аудиторий, студентов и сотрудников университета [1, 2].

Активизация международного сотрудничества, академическая мобильность студентов, преподавателей, научные стажировки ученых, работа с приглашенными коллегами из-за рубежа, разработка совместных с зарубежными вузами Double Degree программ, обучение иностранных студентов – задачи данного этапа развития ТПУ в качестве национального исследовательского университета, стремящегося занять лидирующие позиции в мировых рейтингах вузов.

Успех международной составляющей образовательного и научного процессов в университете напрямую зависит от профессиональной компетенции преподавателей, ученых, сотрудников вуза, реализующих их. Важной частью профессиональной компетенции становится активное владение одним или несколькими иностранными языками как средством профессионального общения и самореализации.

Сегодня в ТПУ накоплен положительный опыт реализации программ повышения квалификации по иностранным языкам (ИЯ) для преподавателей технических, неязыковых специальностей, сотрудников университета.

Основной задачей сегодняшнего этапа становится сопровождение научно-исследовательской, педагогической деятельности референтной системой иностранного языка в целях организации международного сотрудничества .

Необходимыми вопросами к решению становятся изучение потребностей и специфики контингента обучаемых, разработка принципиально нового содержания курсов повышения квалификации по ИЯ, ориентированных на реальные ситуации общения, потребности преподавателей, ученых, сотрудников университета в осуществлении деловой, профессиональной коммуникации согласно речевым и социокультурным правилам общения.

В связи с вышесказанным постановка новых задач обучения в рамках курсов повышения квалификации позволяет предлагать слушателям необходимые им форматы деятельности: ведение очных и опосредованных переговоров, оформление деловой и научной документации, обучение стратегиям профессиональной самопрезентации, публичных выступлений, выполнение текущих задач – работа с документами .

Немаловажным является формирование социокультурной компетенции преподавателей и сотрудников университета, позволяющей активно участвовать в профессиональной коммуникации с зарубежными коллегами, устанавливать и поддерживать долгосрочные контакты с коллегами зарубежом, мотивировать их к сотрудничеству.

Данные социальные качества личности, профессионала необходимо научится реализовывать, в том числе, в системе иностранного языка, что требует не только навыков и умений пользоваться чужой языковой системой, а также фоновых знаний о другой культуре, принятых моделях поведения, стратегий и тактик общения, форматов и требований, предъявляемых к письменной коммуникации, поведению во время публичных выступлений.

В системе языковой подготовки преподавателей и сотрудников ТПУ на уровне структуры и содержания программы на сегодняшнем этапе развития университета можно определить два направления:

- иностранный язык в целях формирования базовой иноязычной коммуникативной компетенции преподавателей, сотрудников университета;

- иностранный язык в целях формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции преподавателей, сотрудников университета.

Реализация первого направления предполагает постоянную тренировку в видах речевой деятельности, построение процесса обучения, обеспечивающего постоянную тренировку уровня формированности речевых навыков, развития умений.

Достижение цели обучения второго направления предполагает разработку целевых краткосрочных курсов повышения квалификации, позволяющих осваивать определенные форматы устного и письменного взаимодействия в соответствии со спецификой профессиональной деятельности слушателей.

Значительным изменениям подвергается содержательное наполнение программ повышения квалификации по иностранным языкам, что, в свою очередь, требует существенного обновления учебно-методических материалов, в т.ч. внедрение в учебный процесс ресурсов дистанционного обучения на примере среды Web CT ТПУ.

Так, отвечая современным требованиям времени, необходимы изменения в построении системы повышения квалификации по иностранным языкам, связанные с диверсификацией целей, сроков, методов обучения с учетом специфики контингента слушателей, уровня их языковой подготовки.

В месте с тем, необходимо решать организационные вопросы повышения квалификации сотрудников университета. В частности, освоение ИЯ на начальном и среднем уровне требует сравнительно большого количества часов работы под руководством преподавателя.

Приведем количественные данные по сотрудникам ТПУ, прошедшим повышение квалификации по иностранным языкам в таблице ниже:

 

год

Преподаватели, сотрудники ТПУ, зачисленные к обучению

Преподаватели, сотрудники ТПУ, переведенные и закончившие обучение

2007

234 АЯ, 9 НЯ

124АЯ, 7 НЯ

2008

187 АЯ, 21 НЯ

67 АЯ, 9 НЯ

I полугодие 2009

82 АЯ, 9 НЯ

40 АЯ, 5 НЯ

В заключение необходимо подчеркнуть, что специфика и уникальность содержания и структуры языковой подготовки в ТПУ заключается в ее ориентированности не столько на лингвистические знания и речевые умения как самоцель процесса обучения иностранным языкам, а в ее сфокусированности на требованиях к профессиональному портрету преподавателя, инженера, ученого – профессиональных умениях, облеченных в референтную систему иностранного языка.

Дальнейшими направлениями совершенствования системы повышения квалификации по иностранным языкам в целях поддержания и развития международного сотрудничества в университете можно считать следующие:

•  разработка и внедрение новых специализированных краткосрочных курсов повышения квалификации по иностранным языкам;

•  разработка системы обучения иностранным языкам для аспирантов, докторантов ТПУ.

 

Список использованных источников

  1. Синельников Б.А. Инновационные подходы к организации научно-образовательной деятельности в техническом вузе // Высшее образование в России, № 12. 2007 г. – С.13-19.
  2. Петровская Т.С., Максимов В.В., Слесаренко И.В. Ответственность современного университета за обучение и воспитание инженера XXI века // Научно-теоретический журнал «Успехи современного естествознания». - № 10, 2008 г. – С. 101 -102.

Поступила 15.12.2009 г.

Сведения об авторах: Петровская Татьяна Семеновна, к.х.н., доцент, директор Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ;

Слесаренко Инга Валерьевна, к.п.н., доцент, зав. кафедрой методики преподавания иностранных языков ИМОЯК ТПУ.