УДК 374.1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО МОДУЛЮ «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ»

А.А. Сивков, А.И. Муравлев

Томский политехнический университет
E-mail mai@tpu.ru

 

В статье рассмотрены изменения в технологии обучения и проведения итоговой аттестации по дисциплины «Основы электроснабжения» за последние пять лет. Определены условия организации эффективной самостоятельной подготовки в предэкзаменационный период.

Современный этап модернизации профессионального образования определяется внедряемым компетентностным подходом, предполагающим формирование у студента деятельностной позиции в процессе обучения. Развитие профессиональной компетентности должно протекать в поле активной самостоятельной работы студента, что невозможно осуществить только за счет регламентирования аудиторной работы [1]. В связи с этим особую значимость приобретает самостоятельная работа в общекультурных и профессиональных областях знания, которая в настоящие время занимает не менее 50 % учебного времени и эта доля увеличивается в соответствии с основным трендом развития высшего образования в России.

Целью статьи является определение условий эффективной самостоятельной работы студента в период подготовки к итоговой аттестации по модулю «Основы электроснабжения».

Дисциплина «Основы электроснабжения» обеспечивается кафедрой «Электроснабжения промышленных предприятий» уже более тридцати лет, в течение которых сформировались традиции педагогической работы и технологии обучения.

В современной системе образования дисциплина «Основы электроснабжения» является основополагающим модулем подготовки бакалавров, элементом итогового полидисциплинарного экзамена. Результаты экзамена считаются основанием для присвоения степени «бакалавр» и рекомендации студента на обучение в магистратуру.

С 2005 года началась активная работа по совершенствованию системы итоговой аттестации, что отразилось на учебном процессе, впервые был введен полидисциплинарный экзамен в тестовой форме. Для поддержки «инновационной» формы контроля, автор заданий по модулю «Основы электроснабжения», д.ф-м.н., проф. Кабышев А.В. написал серию учебно-методических пособий для самоподготовки студентов, содержащих теоретические основы дисциплины и заданий в тестовой форме. Литература оказалась актуальной и сегодня широко распространена в кругах студентов и преподавателей.

Вторым существенным изменением в методологии преподавания дисциплины стало введение нового образовательного стандарта в 2008 году. ФГОС ВПО четко определяет уровни усвоения учебного материала как знание, понимание, применение. При этом имеющиеся контролирующие и учебные материалы, ориентированные на развитие компетенций на уровне анализ, синтез, перешли в разряд дополнительных средств обучения, что говорит не только о снижении требований к подготовке специалистов, но и необходимости реорганизации учебного процесса в рамках дисциплины. В настоящее время, авторами данной статьи, проводится разработка нового содержания итоговой аттестации в тестовой форме и созданию условий способствующих самостоятельной подготовке студентов на всех уровнях изучения дисциплины.

Самостоятельная работа студента включает следующие этапы: поисковый; деятельностный; контролирующий [2]. Поисковый этап заключается в отборе необходимой информации из конспектов, учебных пособий, электронных образовательных ресурсов. В качестве методической карты студент использует кодификатор дисциплины или теста. Деятельностный этап включает в себя активизацию ранее полученных знаний, дополнительное заучивание информации, решение учебных задач. Контролирующий этап позволяет обучающимся адекватно представить уровень своих знаний по средствам самоконтроля, навыка получаемого в процессе обучения.

Эффективная самоподготовка в предэкзаменационный период организовывается путем сокращения поисковой работы студента. Прежде всего это разработка дополнительных рекомендаций по подготовке, подробное обозначение содержания учебных вопросов и мест хранения информации. Введении элементов как аудиторной так и внеаудиторной самостоятельной работы при организации лабораторных и практических занятий.

В основу процесса обучения закладывается принцип единства форм итоговой аттестации и учебных заданий. Выбор формы заданий осуществляется по рекомендациям [3]. Особое внимание уделяется форме подготовке учебных вопросов. Конкретизация деятельностной цели достигается использованием таксономии Блума [3], что является важнейшей составляющей при составлении методического материала и повышении эффективности самостоятельной работы.

В заключение выделим условия способствующие активизации самостоятельной деятельности студента в предэкзаменационный период: единая форма контрольных и учебных заданий; постановка учебных вопросов в деятельностной форме; полное методическое обеспечение; доступность информационных ресурсов; понимание методов оценивания учебных достижений.

Представленные требования были учтены при организации учебного процесса для групп 7А72, 7А74, 7А75, 7А76 изучающих «Основы электроснабжения» в осеннем семестре 2009 года.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Петухова Т., Глотова М. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции // Высшие образование в России. - 2008. - №12. – С. 121 – 126.
  2. Темербекова А.А. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога с помощью информационно-коммуникационных технологий в обучении [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://e-lib.gasu.ru/konf/nit/archiv/2005/3/2.html 12.12.09.
  3. Михайлова Н.С. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учебное пособие / Н.С. Михайлова, М.Г. Минин, Е.А. Муратова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 204 с.

 

.