УДК 802/809:378.018.46

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

Л.А. Сивицкая

Томский политехнический университет

E-mail sivitskaya@list.ru

 

Представлены направления программы по совершенствованию профессиональной компетентности преподавателей технического вуза. Обозначены задачи профессионального развития, которые решает данная программа.

Успех преподавателя зависит не только от знаний языка, но от знания им психологии усвоения материала и психологии общения. Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности, педагогу следует уделять внимание вопросу создания и проектирования технологии профессионального педагогического общения. Системно-целостный и социокультурный характер профессиональной деятельности современного преподавателя обусловливает необходимость формирования его профессиональной компетентности интегративного типа, в основе которого лежит развитие личности.

Программа по совершенствованию профессионально-педагогической компетентности преподавателей на основе развития психолого-педагогического знания состоит из нескольких модулей. В программе используются активные формы обучения: развивающая психодиагностика, рефлексивный семинар, деловые игры, индивидуальное консультирование. Программа реализуется в формате учебной дисциплины «Психолого-педагогическая организация процесса обучения в высшей школе», включающей описанные ниже модули обучения.

Содержание модуля «Культура самопознания» нацелено на изучение индивидуально-психологических факторов успешности педагогической деятельности преподавателя высшей школы; стилей педагогической деятельности, обусловливающих эффективность образовательного процесса в высшей школе. Практические упражнения, направленные на рефлексию навыков педагогического общения и рефлексию личностных качеств оказывают влияние на формирование позитивного самовосприятия личности в профессиональной деятельности.

В основе модуля «Культура эмоций» практические упражнения, направленные на развитие навыков положительного эмоционального общения. Знание стратегий преодоления стресса и методов саморегуляции эмоционального состояния позволяет рефлексировать процесс общения и конструктивно общаться.

Практикум «Коммуникативные умения в деятельности педагога» предлагает слушателям отработку техник эффективной презентации, «конструктивной просьбы», аргументации. Тренинг психологической сензитивности и эмпатии развивает навыки продуктивного взаимодействия, умения понимать и принимать точку зрения другого человека.

Слушатели курсов повышения квалификации при получении обратной связи после прохождения программы отмечали ее психотерапевтирующий эффект непосредственно в процессе повышения квалификации, так как для части слушателей учебная нагрузка в силу своей интенсивности вызывала эмоциональный стресс, особенно в начале обучения.

После прохождения курсов часть слушателей используют предложенные методики в своей педагогической деятельности, периодически обращаясь за консультацией по вопросам психологии и педагогики высшей школы.

Сведения об авторе: Сивицкая Людмила Анатольевна, доцент кафедры МПИЯ ИМОЯК, кандидат педагогических наук.