УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ WEB C
OURSE T OOLS

К.В. Буваков

Томский политехнический университет

E-mail: kvb@tpu.ru

 

Описаны основные возможности образовательной среды WebCT применительно к организации самостоятельной работы студентов. Установлено, что активное применение электронного тестирования привело к заметному улучшению мониторинга уровня освоения знаний. Сделан вывод о том, что элементы интернет-образования приветствуются студентами, – дополнительно формируемые знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте.

Web Course Tools (WebCT), основанная на Web-технологии, – программная среда для создания учебных курсов, предназначенных для организации и сопровождения процесса обучения в режимах on - line и off - line в сети Интернет. Создание такой профессиональной среды обучения достигается тремя путями:

•  предоставлением интерфейса, позволяющего разрабатывать учебный курс;

•  предоставлением набора учебных средств, включающих возможности обучения, коммуникаций и совместной работы;

•  предоставлением набора административных средств, помогающих преподавателю в процессе создания и сопровождения курса.

С использование среды WebCT можно организовать процесс дистанционного обучения студентов как заочной, так и очной формы обучения. Для студентов дневной формы обучения данная среда находит эффективное применение в организации самостоятельной работы студентов (СРС) и как дополнение к аудиторным занятиям, тем самым увеличивает временные рамки работы образовательного учреждения.

Весь информационно-образовательный ресурс, поддерживаемый WebCT, размещается на сервере, что позволяет работать с ней студентам и преподавателям через такие Web-браузеры, как Netscape или Internet Explorer. Разработчики могут редактировать содержание курса с любого компьютера, где есть Интернет. Внесенные изменения становятся сразу же доступными для студентов [1].

На кафедре парогенераторостроения и парогенераторных установок (ПГС и ПГУ), уже в течение нескольких лет студенты-очники IV и V курсов занимаются самостоятельной работой по дисциплинам специализации в среде WebCT. Преподаватели-разработчики разместили в данной среде полный комплекс необходимых материалов:

•  учебно-методические комплексы дисциплин (рабочие программы, учебно-методические карты, описание дисциплин, информация о преподавателях и т.п.);

•  лекционный материал, содержащий не только текстовую информацию, но и графические, видео- и аудиоматериалы;

v•  методические указания по выполнению лабораторных и практических работ и индивидуальные задания к ним;

v•  справочные материалы (ссылки на электронные библиотеки, тематические сайты и т.п.);

•  вопросы самопроверки и тестовые задания различных типов для входного, текущего и промежуточного контроля;

•  экзаменационные вопросы и т.д.

Пакет WebCT никоим образом не ограничивает преподавателя в выборе инструментов для формирования авторских курсов. Диапазон типов учебных курсов может быть от простых структурированных последовательных курсов до динамических, интерактивных виртуальных классов. Структура разрабатываемого курса зависит от содержания и сложности изучаемого материала, а также от методологии взаимодействия преподаватель – студент.

Опыт работы с удаленными пользователями в среде WebCT показывает, что СРС проходит наиболее результативно, если она ориентирована на работу в группах, при наличии помощи со стороны преподавателей и возможности неограниченного временем и местом доступа пользователя к содержанию курса. Поддерживающая все аспекты такой совместной работы, обеспечивающая персонифицированный и настраиваемый интерфейс данная среда дает пользователям возможность:

v•  размещать на сервере различную информацию;

v•  взаимодействовать друг с другом (в режимах on-line и off-line) при помощи синхронных и асинхронных средств коммуникаций, таких как: е-mail, дискуссии (форум), интерактивный чат и графический чат;

•  создавать свои web-страницы и презентации, тем самым повышать свою мотивацию в изучении и использовании среды;

•  находить на сервере и использовать найденную информацию в соответствии со своими потребностями и т.п.

Следует также заметить, что активное применение электронного тестирования привело к заметному улучшению мониторинга уровня освоения знаний. Именно простоту работы и полный текущий мониторинг процесса обучения преподаватели кафедры назвали основным преимуществом программной среды WebCT. Использование WebCT позволило в кратчайшие сроки создать систему тестирования для помощи студентам при подготовке к междисциплинарному государственному экзамену.

В заключении необходимо отметить, что современные студенты и школьники – в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами, – ведь знания, умения, навыки, соответствующие основной предметной части изучаемых дисциплин, пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Посредством активного использования программной среды WebС T информационные коммуникационные технологии стали для многих из них рабочим инструментом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

•  Горисев С.А., Ситникова О.В., Данилова Е.А., Середа В.В. WebCT для начинающего (часть 1): инструменты коммуникаций, обучения, оценки знаний для студентов и преподавателей. – Томск: Издательство ТПУ, 2004. – 25 с.

Поступила 1 4 .12.2009 г.

Сведения об авторах: Буваков Константин Владимирович, к.т.н., доцент кафедры ПГС и ПГУ ТЭФ ТПУ.