ИНФОРМАЦИОНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ КАФЕДРЫ

И.А. Ботыгин, В.Н. Попов, М.А. Соловьев
Томский политехнический университет
E - mail: bia @ tpu.ru

 

Описывается программная система, обеспечивающая информационную поддержку удалённого формирования и сбора учебно-методических материалов по дисциплинам образовательных программ высшего профессионального образования. Предложена классификация материалов, объединяющая учебно-методические комплексы дисциплин, документы системы менеджмента качества и дополнительную информацию об образовательной программе.

Реализация конкретной образовательной программы в вузе, помимо наличия квалифицированного профессорского-преподавательского состава, материально-технической базы оснащенности учебного процесса, обеспеченности учебными площадями, удовлетворяющих, санитарным и гигиеническим нормам и т.д. требует разработки и значительного числа документов, на основе которых осуществляется собственно планирование и организация учебного процесса. Необходимо заметить, что все требуемые документы, так или иначе, готовятся выпускающими кафедрами. Это и документы традиционных учебно-методических комплексов дисциплин (различных структур), это и документы, формируемые кафедрой для аудитов в системе менеджмента качества, это и рекламно-информационные материалы, описывающие образовательную программу и компетенции выпускников.

В настоящем докладе рассматривается программная система, обеспечивающая информационную поддержку удалённого формирования и сбора учебно-методических материалов (УММ) по дисциплинам образовательных программ высшего профессионального образования. Программная система основывается на классификации УММ, объединяющей учебно-методические комплексы дисциплин, документы системы менеджмента качества (СМК) и документы дополнительной информации о профессиональной образовательной программе и обеспечивает систематизацию и централизованное хранение материалов для внутривузовского аудита учебно-методической оснащенности образовательных программ. Заметим, что для российских вузов, как объектов создания СМК, характерно наличие разветвленной организационной структуры трех уровней управления: университет, факультет (институт), кафедра. Авторами из схемы процессов деятельности вуза (довузовская подготовка, отбор абитуриентов, учебно-организационная деятельность, методическая деятельность, дополнительное образование, воспитательная работа, распределение выпускников и т.д.) для реализации выбраны только процессы методической и учебной деятельности.

По мнению авторов, учитывая то, что в настоящее время основной тенденцией в области обеспечения качества высшего профессионального образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов в сторону внутренней самооценки (самообследования) вузов, вызывающего дополнительный поток документов, компьютерные технологии формирования и ведения УММ являются единственно правильным и верным решением для выхода из кризиса информационного давления на преподавателей.

В соответствии с направлениями и специальностями подготовки специалистов в вузе по каждой профессиональной образовательной программе система обеспечивает информационную поддержку формирования каталога документов, включающего нормативные документы, рекламно-информационные материалы, документы, характеризующие условия реализации образовательной программы, учебно-методические комплексы дисциплин образовательной программы и документы СМК, обще-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной программы, документы итогового контроля и аттестации выпускников, информацию о совместной реализации образовательной программы.

Список разделов документов преподавателя по каждой обеспечиваемой им дисциплине оптимизирован – с одной стороны, отвечает требованиям системы управления качеством образовательной деятельности, а с другой стороны, содержит лишь необходимые для работы и реально используемые преподавателем документы (рис. 1). Возможности информационной системы позволяют пользователям вносить произвольное число документов в каждый из разделов. Это особенно важно для разделов, относящихся к СМК, так как жестко заданный и формализованный список документов для них отсутствует.

 

df

Рис. 1. Рубрики документов СМК

Таким образом, все учебно-методические материалы образовательного процесса представляют собой базу данных рабочей документации по всем профессиональным образовательным программам вуза и логически упорядочены в соответствии с приведённой классификацией. УММ включает как традиционную учебно-методическую базу документов по обеспечиваемой дисциплине (УМКД), так и базу документов, отражающую анализ проведения учебной работы преподавателем и мероприятия по ее улучшению (СМК). А для выпускающих кафедр предоставляется и дополнительный сервис для формирования рекламно-информационных материалов по обеспечиваемым ими профессиональным образовательным программам.

Информационная система реализована по классической «клиент-серверной» технологии с использованием web -сервисов. С целью разграничения доступа к документам выделены следующие группы пользователей: гостевая, официальных представителей кафедр, администрации учебного управления и администратора системы.

В гостевом режиме доступны только информационные материалы по составлению документов УММ и технологии работы с информационной системой.

В режиме официального представителя кафедры обеспечивается возможность формирования УММ по обеспечиваемым кафедрой дисциплинам. С целью упрощения представления рабочей документации дополнительно доступно раздельное формирование документов по двум категориям:

•  формирование документов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИН;

•  формирование документов СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА.

Интерфейс представителя кафедры включает:

•  средства для работы с документами : добавление нового документа, обновление документа, редактирования комментария к документу, просмотр документа и удаление документа;

•  средства формирования учебной схемы кафедры: списка обеспечиваемых дисциплин и преподавателей, установления соответствия преподавателя и закрепленной за ним дисциплины.

С целью просмотра динамики формирования рабочей документации, а также ознакомления с содержанием документов УММ разработан специальный интерфейс (отдельный вход), доступный как авторизованным пользователям, так и администрации учебного управления. Интерфейс обеспечивает возможность просмотра и доступа к рабочей документации с разных позиций:

•  административно-организационной структуры вуза (институт, факультет, кафедра);

•  общей структуры каталога рабочей документации (рубрики и разделы каталога);

•  кодов направлений и специальностей подготовки. Коды направлений (специальностей) приведены по схеме ОКСО (общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003).

Особенностью мониторинга рабочей документации рассматриваемой информационной системы является автоматическая проверка срока годности документов. Документы каждой рубрики имеют свой срок актуальности, в соответствии с которым происходит проверка. Если срок действия документа закончен и его необходимо обновить, то при просмотре в режиме авторизованного пользователя этот документ визуализируется особым образом.

В режиме администратора системы доступен широкий спектр функций по поддержанию системы в рабочем состоянии и по ее оперативному управлению. В частности, администратору системы доступны следующие функции: формирование административно-организационной структуры вуза с указанием конкретных институтов, факультетов и кафедр, формирование структуры каталога рабочей документации УММ с указанием рубрик и разделов, формирование базы направлений и специальностей подготовки с указанием их кодов (шифров), формирование списка авторизованных пользователей всех уровней, непосредственный доступ к записям таблиц базы данных (добавление, редактирование, удаление).

Для реализации информационной системы использовались: HTTP сервер Apache – web-узел и его администрирование, SQL сервер баз данных Oracle – хранение информации, СУБД MySQL – автономная отладка взаимодействия с базой данных, язык сценариев PHP – интерактивное взаимодействие с пользователем, реализация алгоритмов формирования статистики и административно-системных функций комплекса. Система функционирует в круглосуточном режиме и доступна по адресу http://fond.tpu.ru/fond/index_fop.php.

Поступила 14.12.2009 г.