О месте компонента «Ресурсоэффективность» в образовательной парадигме
зарубежных и российских ВУЗах.

Болсуновская Л.М., Малюкова Д.С.

Томский политехнический университет

 

В последнее десятилетие проблема экономии ресурсов относится к задачам, требующим незамедлительного решения. Обострению этой проблемы способствовало поднятие цен на нефть и газ международными нефтяными концернами, что позволило им резко увеличить свои прибыли. Разразился так называемый энергетический кризис. Сегодня как никогда встает вопрос об экономии энергоресурсов и рациональном их использовании во всех областях человеческой жизни. «Национальный масштаб этой проблемы обусловлен несовершенством технологических и управленческих процессов, износом материально-технической базы, отсутствием традиций ресурсосбережения, укоренившимися представлениями о «неисчерпаемости» ресурсов». Именно высшее образование может обеспечить «продуцирование, концентрацию и распространение культуры, знаний и технологий ресурсосбережения» [1].

Поэтому целью настоящей статьи является изучение места компонента «Ресурсоэффективность» в образовательных программах зарубежных и российских высших школ. Необходимо разъяснить следующее: в данной статье мы употребляем термин «компонент», однако, в различных учебных заведения «Ресурсоэффективность» изучается в различной степени. Так в некоторых университетах обнаруживаем включение данного компонента в программу обучения только в качестве курса лекций, например в Университете Манчестер. С другой стороны существуют образовательные программы в которых данный предмет занимать ведущее место в системе обучения, поэтому представляется возможным употреблять термин «модуль».

Рассмотрим способы включения компонента «Ресурсоэффективность» в образовательные программы зарубежных ВУЗов.

В университете в Манчестере, Великобритания, на факультете Наука о Земле, Атмосфере и Окружающей среде, в рамках специальности EART 10262, «Ресурсы Земли», изучение компонента «Ресурсоэффективнось» не предусмотрено в качестве отдельного предмета, однако в процессе обучения видим, что на 1 курсе у студентов проходят лекции на следущие темы: «Типы ресурсов» (1ая неделя обучения), «Основные причины роста потребления» (2ая неделя обучения), «Ресурсы Земли и их история» (3я неделя обучения), «Атомная энергия и альтернативные источники энергии» (7ая неделя обучения), (1ая неделя обучения), «Водные ресурсы» (11я неделя обучения), «Будущее ресурсов» (13я неделя обучения). На 3м курсе в течении двух недель студенты изучают «Ресурсы Атомной энергии». Можно заключить, что студентам Манчестерского университета предоставляется общирная теоритическая информация о ресурсах Земли, их типах и альтернативных типах энергии, способствующих экономии невозобновляемых ресурсов. Однако, отсутствуют курсы дающие навыки эффективного использования ресурсов и предоставляющие информацию об уже существующих технологиях ресурсосбережения.

Студенты Imperial College , Великобритания, обучаясь по специальности «Наука о Земле и окружающей среде», изучают различные виды опасностей представляемых антропогенной деятельностью человека, методы борьбы с последствиями воздействия человека на окружающую среду а так же на третьем и четвертом курсе изучают такие курсы как «Управление энергией», «Минеральные ресурсы». Студентам предлагается на выбор подготовить курсовые проекты и провести лабороторные испытания на различные темы, например «Уменьшение отходов в производстве энергии», «Экономичное использование ресурсов». Исследовательские проекты студенты готовят основываясь на данных и опыте крупных компаний, сотрудничающих с университетом. Данные проекты состовляют индивидуальное портфолио, которое способствует будущему трудоустройству студента.

Анализируя место компонента «Ресурсоэффективность» в учебной программе Imperial College можно сделать вывод, что студентам предоставляют сравнительно поверхностные знания, однока возможность проводить лабороторные исследования вместе с сотрудниками крупных компаний компенсируеют недостаток теоритической подготовки. Считаем, что термин «компонент» не уместен в данном случае, так как студенты знакомяться с проблемой ресурсоэффиктивности лишь обзорно, поэтому следует говорить об ознакомительных лекциях на тему «Ресурсоэффективность» в программе обучения студентов Imper ial College .

В российских высших учебных заведениях компонент «Ресурсоэффективность» представлен следующим образом. В Московском институте стали и сплава (МИСиС) в одном из подразделений, Институте металлургии, экологии и качества на   Кафедре металлургии стали и ферросплавов существуют следующие направления обучения: « Ресурсосбережение и экология в металлургии», «Вторичная металлургия черных и цветных металлов» а так же «Защита окружающей среды и ресурсосбережение в металлургии». К сожалению, не представляется возможным проанализировать глубину изучения вопроса.

В Международном институте логистики ресурсосбережения и технологической инноватике основаном в 2006 г. на базе кафедры Логистики и экономической информатики, под патронатом ректора РХТУ, среди прочих поставлена задача подготовить высококвалифицированных специалистов в области логистики ресурсосбережения, менеджмента высоких технологий и управления инновациями.

В Российской Федерации существует ряд научно исследовательских институтов, занимающихся вопросами ресурсоэффективности, например Институт Ресурсосбережения в Нижнем Новгроде, которые разрабатывают научно-практические рекомендаций по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов и энергосбережению, активно взаимодействует с ведущими НИИ и КБ области, вузами, по широкому кругу вопросов ресурсопользования. Считаем, что взаимодействие с организациями занимающимися практической деятельностью необходимо для высшей школы, так как только соединение теоритических знаний и практических навыком способно подготовить молодых специалистов к будущей работе.

В заключении отметим, что в современном мире рыночных отношений, требования предъявляемые к специалистам постоянно меняются в связи с непрекращающимся развитием технологий, научным прогрессом. Качество образования и профессиональной подготовки молодых специалистов зависит от многих факторов. Однако главным фактором является организация учебного процесса в высшей школе. «Университеты должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, переходить на инновационный путь развития, следовать за рынком, а в ряде случаев самим его формировать» [2]. Поэтому считаем необходимо включить в образовательную программу большинства подразделений Томского политихнического университета компонент «Ресурсоэффективность». Естественно глубина изучения вопроса будет различаться в зависимости от профилирующих направлений, однако актуальность изучения данного компонента неоспорима, особенно в свете того, недавнего получения ТПУ статуса «национальноый исследовательский университет».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Программа создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий «ТПУ» на 2009-2018 годы. – Томск, 2009. – С.2.

2. Менеджмент качества в ВУЗе./ Под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – С. 15.