Образовательные программы нового поколения:
опыт проектирования и реализации.

Сафьянников И.А., Беломестнова Э.Н., Соловьев М.А.
Томский политехнический университет
emi@tpu.ru

 

В статье рассмотрены вопросы организации работ, связанных с проектированием и реализацией основных образовательных программ нового поколения в ТПУ.

В Томском политехническом университете накоплен достаточно большой опыт разработки и реализации основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавров и магистров, выдержанных в логике системно-деятельностного подхода и ориентированных на квалификационную модель выпускника.

В настоящее время важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих главным образом компетенцию «научить обучаться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Переход от действующих квалификационно-ориентированных ООП, реализующих ГОС ВПО второго поколения, к компетентностно-ориентированным образовательным программам, соответствующих ФГОС ВПО нового поколения, требует решения комплекса взаимосвязанных аналитических и проектных задач.

К числу первостепенных относятся задачи проектирования компетентностно - ориентированного содержания образовательных программ, разработки соответствующих технологий обучения, обеспечивающих развитие компетенций и оценку уровня их сформированности.

Томский политехнический университет, в рамках выполнения Инновационной образовательной программы в 2007-2008 гг., накопил достаточно большой опыт разработки ООП подготовки магистров, выдержанных в формате стандартов нового поколения и использования принципов опережающего образования. На подготовительном этапе проектирования ООП нового поколения разработан Стандарт ООП ТПУ [1] и методические рекомендации по проектированию магистерских программ на основе планирования компетенций выпускников [2], организованы методические семинары «Компетентностный подход в проектировании образовательных программ» [3].

Накопленный опыт очень ценен уже потому, что позволил выявить характер затруднений, возникающих у разработчиков программ. Экспертная оценка документов ООП показала, что особого внимания требуют такие разделы образовательного стандарта ТПУ [1], как «Цели образовательной программы», «Результаты обучения», «Структура ООП», «Условия реализации ООП».

В частности, в разделе «Результаты обучения» не достаточно корректно формулируются результаты освоения образовательных программ в формате компетенций. В разделе «Условия реализации ООП», затруднение вызывает характеристика технологий обучения, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ООП. Анализ документов УМКД показал, что программы самостоятельной работы и материалы контроля образовательных результатов обучаемых должны быть пересмотрены в контексте компетентностного подхода.
Томский политехнический университет с 1 сентября 2011 г., планирует начать реализацию принципов компетентностного подхода, являющегося основой ФГОС ВПО.  Комплекс работ, связанных с проектированием и реализацией ООП нового поколения целесообразно организовать поэтапно.

 

1. Подготовительный этап.

1.1. Откорректировать комплекс внутривузовских нормативно-методических документов организации образовательного процесса в контексте задач компетентностного подхода.

1.2. Сформировать команды разработчиков ООП по основным направлениям подготовки бакалавров.

1.3. Сформировать систему поддержки учебно-методической и проектной деятельности команд разработчиков ООП.

2. Этап проектирования ООП.

2.1. Разработка вариативной составляющей ФГОС ВПО.

2.2. Разработка компетентностно - ориентированных учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик.

2.3. Разработка фонда оценочных средств.

3. Заключительный этап.

3.1. Организация мониторинга/экспертизы разработанных ООП.

3.2. Проведение корректирующих мероприятий.

В университете сформирована система поддержки инновационной учебно-методической и проектной деятельности преподавателей, которая включает комплекс программ повышения квалификации и стажировок по трем направлениям:

1. Технологии разработки учебных модулей на основе ФГОС 3-го поколения.

2. Современные технологии обучения в ВПО.

3. Информационно-образовательная среда ООП нового поколения.

Направление «Технологии разработки учебных модулей на основе ФГОС 3-го поколения», целью которого является подготовка преподавателей к проектированию ООП нового поколения и учебных модулей с использованием современных способов и средств оценивания результатов обучения, включает три модуля:
1. Модуль «Компетентностный подход в проектировании образовательных программ», направлен на приобретение слушателями навыков проектирования модели выпускника в компетентностном формате в процессе определения результатов освоения образовательной программы, как комплекса компетенций, соответствующих целям основной образовательной программы и задачам профессиональной деятельности.
2. Модуль «Разработка фонда оценочных средств с учётом требований ФГОС ВПО» обеспечивает совершенствование навыков слушателей в области разработки системы учебных заданий разных форм в структуре ООП нового поколения.
3. Специализированный модуль «Разработка тестовых материалов» позволяет углубить подготовку слушателей в области создания тестовых материалов, их оценки и  использования в образовательном процессе. 

Направление «Современные технологии обучения в ВПО», целью которого является подготовка преподавателей к разработке и использованию в образовательном процессе технологий активного обучения, обеспечивающих достижение запланированных результатов обучения, включает два модуля:
1. Модуль «Современные технологии обучения», рассматривает вопросы разработки и реализации технологий, обеспечивающих активную познавательную деятельность студентов и формирование соответствующих компетенций; конструирования сценария учебного занятия с использованием продуктивных методов обучения; планирования методической деятельности.
2. Модуль «Проблемно-ориентированное обучение в структуре ООП нового поколения», посвящён проблеме эффективного использования в образовательном процессе технологии проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения, как одной из наиболее перспективных технологий развития универсальных и профессиональных компетенций студентов.

Направление «Информационно-образовательная среда образовательных программ нового поколения» предусматривает трёхуровневую программу подготовки, обеспечивающую повышение информационной компетентности преподавателей вуза в области использования компьютерно-сетевых технологий обучения.
1. Базовый уровень подготовки обеспечивает модуль «Основы информационной компетентности преподавателя вуза». Цель модуля – развитие способности преподавателей использовать информационные технологии, основанные на операционной системе Windows и возможности сети Internet в профессиональной деятельности. На стадии завершения программы слушатели демонстрируют способность представить учебный материал в виде мультимедийных презентаций.
2. Модуль второго уровня «Электронные учебные издания» призван подготовить слушателей к созданию и эффективному использованию электронных учебных изданий в образовательном процессе вуза.
3. Модуль третьего уровня «Система управления электронным обучением» ориентирован на эффективное повышение степени виртуальности образовательных технологий, реализуемых в университете, и на повышение компетенции преподавателей в области использования компьютерно-сетевых технологий обучения (систем организации и управления обучением в сети Интернет).

Преподавателям и сотрудникам ТПУ представляется возможность спланировать индивидуальную по содержанию траекторию повышения квалификации в форме стажировки. На базе кафедры Инженерной педагогики организуются стажировки преподавателей и сотрудников университета по основным направлениям учебно – методической деятельности:

Для поддержки проектной научно – методической деятельности слушателей сформирован и постоянно пополняется фонд электронных образовательных ресурсов [4].

Есть основания считать, что выполнение вышеуказанных этапов работ, связанных проектированием и реализацией с компетентностно – ориентированных основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, будет содействовать успешному переходу образовательной системы ТПУ на ФГОС ВПО третьего поколения.

Литература:

  1. Стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета / под ред. проф. А.И.Чучалина. – Томск:Изд-воТомского политехнического университета, 2008 – 60 с.
  2. Боев О.В., Коростелева Е.Н, Чучалин А.И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов /Под ред. Проф. А.И. Чучалина: Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 63 с.
  3. Компетентностный подход в проектировании образовательных программ:учебное пособие / сост.А.И.Чучалин, М.А. Соловьёв, Е.Н. Коростелёва, А.В.Коваленко, М.Г.Минин, Э.Н. Беломестнова, И.А.Сафьянников. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 160с.
  4. Электронный ресурс http://portal.tpu.ru/departments/centre/imc/electronic_recources.