УДК  378

Особенности преподавания выравнивающих курсов
по информатике и математике для студентов,
обучающихся с использованием ДОТ

В.П. Арефьев, Г.Е. Шевелев, Н.М. Филипенко
Томский политехнический университет
E-mail   vpa@ido.tpu.ru

 

Показана необходимость внедрения выравнивающих курсов по математике и информатике в учебный процесс студентов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.

По прогнозам специалистов, в ближайшие пять лет две трети студентов в развитых странах будут учиться дистанционно. Дистанционное обучение дает качественные знания и абсолютно реальный диплом государственного образца, дающий право на повышение разряда оплаты труда работнику при его аттестации в государственных учреждениях.

Дистанционная образовательная технология (ДОТ) предполагает наличие у студентов компьютера, подсоединенного к Интернету, и знание ими компьютерных технологий обработки и обмена данными. Как правило, эти первоначальные знания студенты получают только при изучении на первом курсе дисциплины «Информатика».  Поэтому возникает потребность упреждающего обучения студентов  базовым знаниям по информатике, чтобы они с первых дней учебы могли использовать ДОТ. Кроме того, результаты входного тестирования по школьной математике студентов – заочников первого курса показали крайне низкие остаточные знания студентов по математике.

В 2009 г. по инициативе ИДО ТПУ для студентов – заочников, обучающихся с использованием ДОТ, были введены две дополнительные дисциплины: «Введение в ДОТ» и «Математика (выравнивающий курс)».

Дисциплина «Введение в ДОТ» способствует  восстановлению пробелов в базовых знаниях по информатике студентов, поступивших на первый курс ИДО ТПУ.

Она позволяет:
- освоить  методику поиска информации в сетях Интернет;
- создавать документы с помощью текстового редактора;
- освоить сканирование  и  обработку информации;
- работать с электронной почтой.

Для ее реализации создана рабочая программа «Введение в дистанционную образовательную технологию (выравнивающий курс)».

Для достижения поставленных в выравнивающем курсе целей используется набор методических средств:
- лабораторные  занятия;
- индивидуальная самостоятельная работы под руководством преподавателя.

Обучение предполагает выполнение следующих четырех лабораторных работ общим объемом 8 часов:

1. Hавигация и поиск информации в Интернет.

Технология получения информации из глобальной сети Интернет. Работа с   браузером InternetExplorer.  Поиск информации в Интернет с использованием поисковой системы Yandex.

2. Создание документов в среде MSWord.

Создание, сохранение, редактирование документов. Использование форматирования абзацев, страниц и текста. Автоматизация работы с текстом. Создание и форматирование таблиц в текстовых документах. Редакторы формул Microsoft Equation 3.0, Math Type. Их основные возможности. 

3. Сканирование и обработка изображений.

Типы сканеров. Методы сканирования.  Типы получаемых изображений. Стратегия сканирования. Форматы графических файлов. Преобразование графических форматов. Возможности программы Epson Scan. Распознавание документов в программе FineReader.  

 4. Электронная  почта в Интернет.

Принципы организации. Работа с программой Outlook Express. Настройка программы для работы с бесплатным ящиком.

 

По дисциплине «Математика (выравнивающий курс)» была подготовлена рабочая программа и учебное пособие [1]. Освоение выравнивающего курса по математике предполагает изучение следующих разделов математики: комплексные числа, алгебраические преобразования, уравнения, неравенства, тригонометрия. Эти разделы используются при изучении высшей математики и практически не связаны между собой. Единой будет форма работы по каждому разделу.

Материал каждого раздела изложен таким образом: основные теоретические сведения и методические рекомендации по решению типовых задач и задач на качественное усвоение теории; вопросы для самоподготовки по данному разделу, Даны задачи с ответами, предлагаемые для самостоятельного решения, тесты по каждой теме. В рамках каждого раздела предложены проверочные работы по закреплению необходимых навыков по каждой теме (25-30 мин). Вопросы для самоподготовки должны быть разобраны самостоятельно.

Предлагается следующий план занятий студента по каждой теме:

- разбор основных теоретических понятий;
- решение типовых задач;
- работа по тестам;
- проверочная работа по закреплению темы;
- чат – консультации с закрепленным преподавателем.

Изучение данных выравнивающих курсов должно помочь студенту в  обучении по дистанционной технологии и в освоении других дисциплин.

Сведения об авторах: Арефьев Владимир Петрович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики и математической физики, начальник отделения ИДО ТПУ; Шевелев Геннадий Ефимович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики; Филиппенко Николай Максимович, доцент кафедры высшей математики и математической физики, зам. начальника отдела ИДО ТПУ.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Арефьев В.П., Лазарева Л.И. Избранные вопросы  математики. Часть1, 2-ТПУ, 2005.- 299с.