УДК 004.42

Разработка презентаций для лекционных занятий
по техническим дисциплинам

А.М.Антонова, А.В.Воробьев
Томский политехнический университет
E-mail antonova@tpu.ru

 

Рассмотрены проблемы использования PowerPoint в учебном процессе для проведения лекционных занятий. Установлено, что грамотное использование презентаций способствует улучшению образовательного эффекта

Информатизация образовательного процесса в последние годы стимулировала преподавателей на массовую разработку презентаций лекционного материала в среде Power Point , что не всегда позитивно сказывается на качестве учебного процесса. Оставим в стороне необдуманный дизайн слайдов, неверный подбор цветовой гаммы, фона, шрифтов, их размеров и начертаний, хотя это очень важные моменты для восприятия лекционного материала. Не будем также говорить о пользе анимации слайдов, которая в будущем станет правилом хорошего тона презентаций.

Остановимся на главных принципах использования PowerPoint для подачи лекционного материала. Нельзя забывать, что назначением среды PowerPoint является эффективное доведение до аудитории информации при:

•  презентации и защите проектов;

•  деловой бизнес-презентации;

•  иллюстрации к публичному выступлению на семинарах и конференциях.

Задача докладчика в этих случаях – грамотный отбор информации из устного доклада для проекции на слайд.

В творческих проектах важна не столько информация, сколько возможность воздействия на зрителя с помощью музыки, изображения, видеоклипа, эффектов анимации и пр.

При создании электронных учебных ресурсов использование PowerPoint намного сложнее, так как, кроме подбора и компьютерной обработки информации и иллюстративного материала, необходимо его структурировать и выполнить требования к оформлению презентации в формате лекции. При этом главное отличие применения PowerPoint на лекциях от вышеперечисленных его функций – студент на лекции должен вести конспект.

На данном этапе развития информационных технологий в образовательном процессе в Томском политехническом университете многие преподаватели оценили преимущество использования презентаций в процессе лекционных занятий. Но существует довольно многочисленная группа преподавателей, негативно относящихся к чтению лекций в формате PowerPoint и отказывающихся от использования этого метода и мультимедийной техники вообще. Они считают, что использование Power Point в лекциях означает только то, что лектор не может иными путями привлечь к себе аудиторию, либо слаб в ораторском искусстве, либо тема излагается им неинтересно, таким образом, с помощью PowerPoint он пытается хоть как-то привлечь к теме и к своей лекции внимание студентов. Возможно, на формирование такого мнения имели влияние демонстрации неправильного использования PowerPoint для образовательных целей.

PowerPoint может оказать существенную помощь лектору, но просто видеоряд не всегда помогает, а иногда – мешает, п резентация – не всегда лучший способ донести информацию. Иногда в нешние эффекты могут отвлекать от содержания.

Многие лекторы, начинающие использовать этот формат лекции, создают большое число слайдов, стремясь поместить на них максимально возможный объем информации. Получается что-то вроде пособия, которое студенты должны переписать во время лекции. Когда слайд открывается, аудитория, естественно, пытается его читать и записывать информацию, не вслушиваясь в речь преподавателя. Лектор в это время комментирует слайд, часто озвучивая то, что на нем написано, а у студентов начинаются трудности с определением, о чем именно из представленного на слайде он говорит в данный момент.

Технический потенциал программы PowerPoint позволяет сделать лекцию содержательной, интересной, наглядной, интерактивной. Для лекционных занятий использование PowerPoint должно иметь функции структурирования материала и акцентирования важных моментов: слайды должны содержать обозначение темы, заголовки, новые термины, иллюстрации. В научных кругах считается обязательным начинать лекцию с представления ее структуры.

Необходима синхронизация аудио- и видеоканалов поступления информации студенту. Для этого надо на каждом слайде иметь одну работающую фразу. Подзаголовки должны быть затенены. Здесь надо иметь и применять один из самых сложных навыков – умение кратко формулировать свои мысли. На слайдах должна быть основная информация, подлежащая конспектированию студентами, при этом вывод формул, доказательства теорем нужно проводить на доске, привлекая к рассуждениям аудиторию. На лекции однозначно надо придерживаться принципа, что слайды – не книга для чтения, а набор тезисов. При этом тезисы должны иметь нужное грамматическое оформление, отличное от текстовых документов. Например, знаки препинания, кавычки и пр. отвлекают внимание слушателей и создают ощущение законченности фраз, в то время как текст слайдов должен вызывать интерес к материалу лекции.

Для пользователей, которые работают в PowerPoint лишь время от времени, функциональность программы освоить непросто. Но есть возможность ознакомиться в литературе с самыми нужными приемами (пять-семь правил), которые максимально ускоряют верстку, позволяют делать слайды аккуратнее и при этом требуют минимум времени на освоение.

В методической литературе существует рекомендация, что слайд не должен быть на экране менее 10 и более 100 секунд. Это может быть полезным, но не всегда выполнимым правилом. Иногда для полного анализа таблицы или графика необходимо несколько минут. Талантливые лекторы способны ограничиться несколькими слайдами для целой лекции.

Лучший образовательный эффект от применения презентаций достигается при их использовании в сочетании с другими инновационными образовательными технологиями обучения. Новые подходы к организации лекционного процесса дают возможность решать проблему снижения у студентов мотивации к изучению технических дисциплин, освоения образовательного стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении учебного времени до 23 часов в неделю.

В заключение надо сказать, что в идеале лектор, использующий PowerPoint в лекционном процессе, должен иметь возможность печати раздаточного материала для каждого студента, как это делается в западных вузах.


Сведения об авторах

1. Антонова Александра Михайловна, к.т.н., доцент каф. АТЭС, ТПУ,

e - mail anton @ tpu . ru , тел. 563-749.

2. Воробьев Александр Владимирович, к.т.н., доцент каф. АТЭС, ТПУ,

e - mail , worob @ tpu . ru , тел. 563-749.