УДК 681.518.52:37(075)

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НЕСТАНДАРТНЫХ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСА
«ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ»

Абрашкина И.А.
старший преподаватель каф. ИИТ ЭФФ
Томский Политехнический Университет
e-mail: iren@iit.b10.tpu.edu.ru

 

На настоящий момент практически для всех людей, не являющихся равнодушными к изменениям в системе высшего образования, становится понятным, что качество обучения и воспитания молодого поколения является одним из главных показателей развития стран. Качество образования при этом является комплексным показателем, который отражает все этапы учебно-воспитательного процесса в целом.

Модернизация европейского, а в том числе и российского высшего образования, требует поиска новых эффективных методов обучения и контроля.

Организация всех форм педагогического контроля в высших учебных заведениях представляет собой большую проблему, в независимости от того какой вид контроля рассматривается и применяется. Учитывая стремительные и зачастую непредсказуемые изменения во всем образовательном процессе в целом, процесс организации контроля также требует применение новых методов, форм и технологий.

Проекты стандартов нового поколения предлагают нам ряд различных видов контроля, которые зачастую именуются как инновационные, нестандартные, нетрадиционные. К таким, к примеру, относят:

•  различные формы тестов: альтернативный, избирательный, конструктивный;

•  матричный контроль;

•  комптентностные, рубежные тесты;

•  комплексные контрольные задания;

•  портфолио;

•  зачет-игра «Интеллектуальный ринг» по изученной теме;

•  кейс-измерители и мн.др.

Внедрение нестандартных по своей сути контролирующих материалов является серьезным шагом в техническом ВУЗе, где традиционные формы контроля, такие как лабораторные работы, типовые задачи, стандартные вопросы и.т.п, являются пока превалирующими.

В рамках эксперимента, попытка внедрения нестандартных форм контроля была предпринята в освоении дисциплины «Физические основы получения информации» через лабораторный практикум. Указанная дисциплина является федеральным компонентом естественнонаучного цикла направления 200100 «Приборостроение». В качестве инструментов контроля были выбраны такие нетрадиционные формы, как комплексные контрольные задания, зачет-игра по изученной теме, портфолио и альтернативный тест.

Альтернативный тест представлял собой графический диктант, который предшествовал выполнению каждой лабораторной работы и содержал вопросы по теме выполняемой работы, которые студенты должны были воспринять на слух и ответить. «/\»- не верно, «-» - верно. Данная форма текущего контроля была применена с целью контроля усвоения и восприятия учебного материала на аудиальном уровне и занимала 10 минут.

Зачет-игра «Интеллектуальный ринг» по изученной теме представлял собой открытые защиты-презентации двух, соперничающих друг с другом подгрупп, по итогам выполнения лабораторной работы. Каждая подгруппа состояла из 2-4 человек, один из которых защищал презентацию публично. Презентация готовилась совместно. По мере защиты работы, группы соперников готовила вопросы по теме, которые задавались после выступления. Качество вопросов и ответов оценивалось преподавателем, шкала которых предварительно оговаривалась.

wer

Комплексные контрольные задания (ККЗ) представляли собой комплект заданий охватывающих все разделы тематики лабораторной работы. Выполнение ККЗ принималась равной защите отчета по выполнению лабораторной работы. На рисунке 1 представлен пример билета комплексного контрольного задания.

Для каждого билета был создан бланк ответов на вопросы ККЗ с требуемой формулировкой ответов и оценкой каждого вопроса в соответствии со сложностью, поэтому проверка правильности выполнения ККЗ могла производиться и сторонним проверяющим.

Данная форма текущего контроля была применена с целью контроля усвоения и восприятия учебного материала на визуальном уровне. На решение ККЗ выделялся 1 час.

Портфолио, представляло собой набор учебно-методических материалов по ранее сформированным преподавателям вопросам, ответы на которые студенты должны были найти самостоятельно. Кроме того, выполнив задание, каждый студент должен был подготовить ответы-решения также и для других студентов своей подгруппы, формируя часть портфолио одногруппников. Тем самым за один урок можно было сформировать 6-8 страниц портфолио.

В эксперименте по внедрению нестандартных форм контроля на настоящий момент приняли участие четыре группы направления 200100 «Приборостроение» Электрофизического факультета. По итогам эксперимента был проведен письменный опрос участников с целью выявления достоинств и недостатков внедрения альтернативных форм контроля при освоении дисциплины. Участники эксперимента отметили, что бесспорным достоинством нестандартных форм контроля была оригинальность, непохожесть на все другие учебные мероприятия, которая дала возможность более тщательного усвоения материала, а также тесной работы в команде, т.к. результаты деятельности всех студентов по итогам выполнения лабораторного практикума зависели от работы каждого в отдельности.

Недостатками были отмечены большие объемы подготовительной работы, как в письменной, так и устной форме, а также малое количество занятий для успешной организации учебного процесса.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

•  Труды I Санкт-Петербургского конгресса "Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке" [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://window.edu.ru/ , 1.12.09

Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.