УДК 378 – 057.175

РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТАНОВЛЕНИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
(на примере дополнительной образовательной программы
«Преподаватель высшей школы»)

Е.Ю. Азбукина

Томский политехнический университет
E-mail docent_Hellena@bk.ru


В данной статье раскрывается сущность рефлексивного компонента педагогической деятельности и его влияние на становление профессиональной компетентности молодого преподавателя.

В настоящее время происходит реформирование высшего профессионального образования, стратегическим вектором которого определен компетентностный подход, и как следствие, переосознание ценностей образования. Ценностным ориентиром образования становится формирование способности к самоорганизации в учебной и профессиональной деятельности, в жизнедеятельности, способности к самоизменению и саморазвитию. Отечественные и зарубежные авторы указывают, что компетентностный подход, во-первых, основан на обозначении компетентности как цели профессиональной подготовки специалиста в вузе, во-вторых, содержательные акценты компетентностного подхода определяют практико-ориентированную направленность образовательных программ высшей школы [3. С. 11].

Педагогическая деятельность отличается рядом особенностей, к которым можно отнести направленность, управляющий, созидающий и творческий характер. Кроме этого педагогическая деятельность характеризуется незаданностью, вариативностью, и направлена на решение бесчисленного ряда профессиональных задач. Каждую минуту перед преподавателем стоят задачи различного характера: исполнительского, проектировочного, аналитического. Если при решении задач исполнительского типа рефлексивные элементы как бы «растворены» в практической деятельности, выполняя свою фундаментальную функцию «обратной связи», то задачи проектировочного и тем более аналитического типа более «рефлексогенны» и их продуктивное решение возможно, лишь при выходе в рефлексивную позицию по отношению к своей деятельности.

Преподавание, являясь видом педагогической деятельности, обеспечивает реализацию образовательного процесса, поскольку раскрывает методическую систему обучения конкретному предмету. Деятельность любого преподавателя включает педагогическое проектирование учебного процесса (цели обучения, учебный план, педагогическое моделирование, учебно-организационные формы), реализацию педагогического замысла (управление познавательной деятельностью учения субъектов, мониторинг, развитие способностей и др.), развитие личности и формирование субъектной позиции студента, совершенствование собственной профессиональной подготовки. Зачастую преподаватель, успешно осуществляя все этапы, сталкивается с затруднениями при анализе и обобщении своего опыта.

Данные цели образовательного процесса реализуются в рамках дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы». Рефлексивные процессы «буквально пронизывают профессиональную педагогическую деятельность»: во-первых, рефлексия, являясь основным психологическим механизмом организации преподавателем учебного взаимодействия, позволяет описать это взаимодействие как процесс рефлексивного управления учебной деятельностью студентов; во-вторых, рефлексия – важнейшее профессионально-значимое качество личности педагога, которое наряду с эмпатией и динамизмом определяет уровень его профессиональной пригодности. Рефлексия здесь выступает как способность педагога прогнозировать и адекватно оценивать как «идеальные», так и реальные результаты своих действий, обучающего, диагностического и воспитательного характера. Умения анализировать свой опыт, делать важные выводы и оценки ведет педагога к развитию профессионального мастерства, «формулой» которого является, по-мнению Д. Познера: «опыт + рефлексия = развитие» [2. С 27].

Из анализа работ, в которых рассматривается вопрос о сущности понятия рефлексии с педагогической точки зрения, можно выявить три основных подхода: одни авторы рассматривают рефлексию как деятельность, другие как компонент педагогических способностей педагога, третьи как психическое новообразование личности учащегося. Нам представляется, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга [1].
Молодой преподаватель имеет замечательную возможность не только выбирать в конкретной ситуации тот или иной метод или методику обучения из многообразия имеющихся, но и создавать их. Это возможно в том случае, если он обладает компетентностью, необходимыми способностями, получил соответствующую подготовку, владеет средствами и способами рефлексии своей практики, перехода от описания деятельности к ее критике и нормированию, а также к сопоставлению с имеющимися методами и методиками. Вышеуказанные аспекты компетентности необходимо формировать у молодых преподавателей лингвистических специальностей, преподающих иностранный язык в техническом вузе.

С психолого-педагогической точки зрения компетентность – это уровень образованности специалиста, предполагающий определенную степень его способности и готовности эффективно и мобильно решать проблемы в любых условиях профессиональной событийности [3. С 16]. Компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного субъекта, в данном случае молодого преподавателя, и представляет собой владение преподавателем соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Способность к рефлексии, т.е. способность к переосмыслению стереотипов собственного опыта, выступает одной из главных характеристик личности современного преподавателя. В процессе рефлексии обеспечиваются самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности. Рефлексия предполагает самоконтроль, сознательность действий. Рефлексивные процессы в профессиональной деятельности молодого преподавателя проявляются и в ситуации непосредственного взаимодействия со студентами, и в процессе проектирования и конструирования им учебной деятельности, а также на этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как субъекта. Систематическое осуществление рефлексивной деятельности молодым преподавателем способствует становлению его профессиональной компетентности и «готовности целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела».

Только развивающийся субъект способен «пробудить» в подрастающем поколении желание совершенствоваться, заниматься научной деятельностью, изменять себя и мир вокруг, и что немаловажно, уровень развития личности преподавателя значительно больше, чем в другой сфере предопределяет успешность его профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Азбукина Е.Ю. Рефлексивная контрольно–самооценочная деятельность будущего учителя как ресурс качества педагогической подготовки. Дис. канд.пед.наук., Томск, - 2005, - 177 с.

  1. Бессонова Е. А. Рефлексия и её развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя. Дис. канд.псих.наук., Хабаровск, - 2000, - 160 с.
  2. Смышляева Л.Г., Сивицкая Л.А. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе. Учебное пособие. / Л.Г.Смышляева, Л.А. Сивицкая. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 195 с.

Сведения об авторе: Азбукина Елена Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры МПИЯ ИМОЯК.